Ассоциация банков Казахстана

Из-за крепкого тенге бюджет Казахстана недополучает огромные суммы

При увеличении курса тенге на 30 тенге бюджет бы дополучил примерно 468 млрд тенге

Недавно просмотрел данные по бюджету страны. Минфин регулярно публикует исполнение как республиканского, так и местных бюджетов. Много времени анализировать бюджет не было, но предварительный диагноз сделать можно даже на агрегированных данных.

Исполнение по доходам республиканского бюджета за два месяца составило всего 82%, что является крайне низким показателем. Я такого низкого исполнения не помню. При этом основное неисполнение показывают статьи КПН, НДС и ЭТП. Дефицит бюджета был покрыт за счет выпуска краткосрочных облигаций, которых выпустили аж на 1,4 трлн тенге при плане в 1 трлн тенге.

Уже вышли данные по движению денег в Национальном фонде, и там ситуация пугает еще больше. При достаточно высоких заимствованиях с рынка, с Нацфонда за три месяца взяли уже 1,450 трлн тенге при плане в 1 трлн тенге.

При высоких ставках привлечения государственный долг государству обходится все дороже и дороже.

При этом местные бюджеты страны имеют большое перевыполнение по доходам, где основное перевыполнение наблюдается от подоходного налога, куда входят ИПН, платы ИПшников, розничный налог и КПН малых и средних предприятий. Данные за два месяца уже говорят о том, что у страны есть проблемы с доходами, и как их решать, кроме как брать из Нацфонда, решения пока нет. Новую налоговую политику еще никто не видел: как будет выглядеть новый Налоговый кодекс, непонятно. Как я понял из открытых комментариев, акцент будет делаться на налоговое администрирование и вывод из тени бизнеса, с целью увеличения доходов. Увидел, что планируют ввести повышенную ставку для Банковского сектора и собственно больше нововведений пока не слышал.

Внедрение механизмов более качественного администрирования требует огромных инвестиций и времени, изменения логики проверок и внедрения системы анализа данных для камеральных проверок.

Введение повсеместного розничного налога сразу же выразилось в невыполнении доходов по КПН в республиканском бюджете и в перевыполнении в местных бюджетах. Розничный налог внедряли под давлением, под эгидой упрощения администрирования для МСБ и вывода из тени части бизнеса. Сложно оценить, сколько вышло бизнеса из тени, но точно можно сказать, что бизнес еще активнее стал делиться и пользоваться внедренными льготами. Мне кажется, внедрение розничного налога делали необдуманно, без комплексной налоговой политики.

Вторая, на мой взгляд, причина падения КПН — это сокращение глобально прибыли по стране в силу достаточно крепкой валюты. За последние два года валюта в реальности сильно укрепилась, если учитывать фактор инфляции. Например, накопленная инфляция за три года составляет примерно 43%, тогда как курс к доллару за три года примерно изменился всего на 4-5%, при том, что в США накопленная инфляция за три года составляет примерно 17,8%. Другими словами, аналогичные товары из США в Казахстане стали дешевле на 20%. В России накопленная инфляция за три года составляет 30%, тогда как рубль по отношению к тенге за три года даже ослаб на 15%, другими словами, аналогичные российские товары в Казахстане стали дешевле на 28%. Например, литр молока в России стоил в 2021 году 50 рублей или 290 тенге. Сейчас он будет стоить в России 65 рублей или 320 тенге, в то же время как в Казахстане, если, например, молоко стоило 290 тенге, то с учетом нашей инфляции будет стоить 414 тенге. Но из-за открытого рынка наши будут конкурировать с российским молоком по 320 тенге и, скорее всего, будут в сильных убытках. И так будет по многим отраслям.

Но вернемся к бюджету: из-за крепкого тенге бюджет страны недополучает огромные суммы. Любое обесценение тенге будет увеличивать номинальную прибыль в тенге у всех, но больше всего у экспортеров, так как при фиксированных тенговых расходах любое обесценение пойдет в увеличение прибыли, а значит — и в увеличение доходов по КПН. Например, у нас весь экспорт составляет примерно 78 млрд долларов США. При увеличении курса тенге на 30 тенге (например рост до 480, что у нас уже было) бюджет бы дополучил примерно 468 млрд тенге, это не учитывая рост прибыли внутри страны.

Но если верить официальным данным и НБ РК действительно не вмешивается в курсообразование и продает всю валюту на открытом рынке (что, кстати, не делали раньше, можно это посмотреть в данных отчетах Минфина, и я об этом писал), то на курс влияют продажи с Нацфонда, которые растут, потому что Минфин делает большой заказ на трансфер, потому что у него недоимка по налогам, которая образовалась из-за крепкого тенге, который образовался из-за высоких продаж из Нацфонда, который продает валюту по заявкам Минфина. Замкнутый круг, который ведет нас либо к девальвации, либо к колоссальному дефициту бюджета и стагнации, который потом приведет к девальвации. Поэтому нужно срочно решать вопрос с бюджетом страны, с налоговой и денежно-кредитной политикой страны, и если этим не заниматься сейчас, то мы получим снова август 2015 года.

Источник: Телеграм-канал Галима Хусаинова Galim’s channel.

 

Категории: Общая, Политика, Финансы, Экономика

Копирование материалов разрешено с согласия редакции. Сайт создан AlmatySite.kz