Мажилис принял ряд изменений в сфере майнинга
Лицензирование майнинга предложено проводить по двум категориям.
«Первое. В сфере энергетики. Правовые механизмы регулирования потребления электроэнергии отраслью дополнены ограниченным перечнем ее источников. Среди них, например, возобновляемая энергия, импорт и использование собственных генераций. Введен порядок реализации квоты в случае наличия профицита как энергосистемы в целом, так и в разрезе территорий. Теперь приобрести электроэнергию из общей энергосистемы майнеры смогут только при наличии профицита и исключительно через биржу КОРЭМ. Для этого объема сняты ценовые ограничения, и торги будут проводиться исключительно по рыночным механизмам», – сказала она.
Второе, по ее словам, регулирование майнинга и его продукта.
«Лицензирование майнинга предложено проводить по двум категориям лицензий. Первая категория – это цифровые майнеры, владеющие соответствующей инфраструктурой – центрами обработки данных с соответствующими требованиями по оборудованию, расположению и безопасности. Вторая категория – это цифровые майнеры – владельцы оборудования, арендующие ячейки в центрах обработки данных и не претендующие на энергетическую квоту. Законопроектом, кроме обязательной аккредитации, вводятся отдельные требования для майнинг-пулов в части расположения их серверных мощностей на территории Казахстана и соблюдению правил информационной безопасности», – отметила депутат.
Третье, по ее словам, касается налогообложения.
«Разработаны прозрачные механизмы администрирования следующих налогов: корпоративный подоходный налог цифрового майнера – рассчитывается с учетом стоимости продукта в момент его получения в качестве вознаграждения. Корпоративный подоходный налог майнинг-пула с полученной комиссии за оказанные услуги. Налог от прироста стоимости для физических лиц при осуществлении операции с криптовалютой. Корпоративный подоходный налог с криптобирж, как субъектов предпринимательской деятельности (криптобиржи выводятся из льготного режима налогообложения МФЦА в части КПН)», – перечислила депутат.
Четвертое изменение касается регулирования выпуска и оборота обеспеченных цифровых активов. Вводится разрешительный порядок осуществления деятельности по выпуску и обороту обеспеченных активов на специализированных платформах. Предложен порядок их выпуска через оформление специального решения и только с подтверждением наличия обеспечения.
Таким образом, устранены пробелы в действующем законодательстве. А также определены признаки обеспеченного актива. Благодаря такому регуляторному подходу процедуры токенизации и в целом технология блокчейн могут быть использованы в отраслевых законах и нормативно-правовых актах применительно к отдельным решениям. Например, токенизация и хранение данных или процесс инвестирования.
«Пятое. В части предупреждения рисков негативного воздействия на финансовую систему. С целью сохранения безопасности казахстанской финансовой системы цифровые активы, обеспеченные и необеспеченные, не признаются на территории страны платежным средством, финансовым активом и финансовым инструментом. Обеспеченный актив не может быть обеспечен деньгами и ценными бумагами. Данные ограничения не позволят осуществлять эмиссию цифровых активов на основе национальной валюты», – продолжила Смышляева.
Так, по ее словам, на территории Казахстана запрещаются оборот криптовалюты и деятельность криптобирж. Они работают в экспериментальном правовом режиме только по лицензии в отдельной юрисдикции МФЦА. На территории страны запрещена реклама криптовалютных операций, а для обеспеченных активов введен особый порядок ее регулирования по аналогии с ценными бумагами. К биржам цифровых активов предъявляются требования по информационной безопасности по аналогии с критически важными объектами информационной инфраструктуры. Лица, работающие с цифровыми активами, являются субъектами финансового мониторинга, и к ним предъявляются требования закона по ПДФТ.
Отметим, что мажилис принял законопроект «О цифровых активах в Республике Казахстан» во втором чтении.