Проверка на прочность. В Казахстане разработана новая модель оценки рисков для БВУ
Агентство по регулированию и развитию финансового рынка РК опубликовало экономическое исследование под названием «Рост в условиях риска: влияние макрофинансовых условий на экономический рост Казахстана»
Над разработкой проекта в соавторстве трудились сотрудники агентства Тимур Абилкасымов, Шынгыс Шунеев и Сандугаш Джуатова. Исследование вызвало интерес со стороны специалистов и экспертов рынка, и мы обратились за комментариями к советнику председателя Агентства Тимуру Абилкасымову.
Тимур, расскажите, как возникла идея проведения этого экономического исследования?
— Летом 2021 года, при разработке агентством нарратива сценариев надзорного стресс-тестирования банков второго уровня возникла необходимость в создании инструмента для определения предпосылок неблагоприятного развития экономики. Одной из задач, поставленных перед аналитиками, было создание модели, которая позволила бы оценивать влияние шоков на экономический рост. Кроме того, продолжающаяся пандемия коронавируса и сохраняющаяся неопределенность делали инструмент более востребованным для анализа перспектив роста экономики в условиях риска.
Изучая международные практики, мы решили остановиться на модели Growth at Risk (GaR), которая была разработана Международным валютным фондом (МВФ) для ряда стран. Более того, результаты GaR используются в докладе МВФ о глобальной финансовой стабильности.
Иными словами, этот инструмент позволяет получить более глубокое понимание текущего состояния экономики и факторов влияния на будущий рост.
Почему вы выбрали за основу методологию МВФ? Чем она отличается от других аналогичных?
— Основным преимуществом инструмента GaR, в отличие от стандартных точечных прогнозов, является его способность оценивать распределение будущего роста ВВП в разные временные промежутки. Например, в случае повышения процентных ставок или снижения объемов кредитования экономики можно оценить, как поведут себя индексы «финансовых условий» и как эти изменения могут повлиять на условный рост ВВП через год или два. То есть, методология МВФ включала все необходимые аспекты, которые соответствовали нашим целям при разработке инструментария.
К каким результатам вы пришли в ходе проведенного анализа?
— При построении модели GaR были отобраны 19 показателей, отражающие различные изменения в экономике, и сгруппированы в четыре индекса. Например, индекс «внутренних финансовых условий» продемонстрировал ужесточение условий в периоды с 2008-2009 и 2015-2016 годы — в эти периоды населению и бизнесу сложнее было брать кредиты, а экономический рост замедлился.
Кроме того, мы оценили, как повлияет снижение цены на нефть на рост экономики в течение 1-2 лет. Результаты GaR показали, что снижение стоимости нефти на 10% может повысить вероятность экономического спада на 1 процентный пункт (п.п.) в течение одного года, а на горизонте двух лет вероятность повышается на 6 п.п.
К настоящему моменту модель указывает на мягкие финансовые условия в республике, которые в краткосрочной перспективе будут поддерживать рост экономики. Однако следует помнить, что продолжительное стимулирование экономики в благоприятный период повышает вероятность возникновения системных рисков или кризисов. Таким образом, если экономика растет относительно высокими темпами, нет необходимости ее дополнительно стимулировать. Исходя из полученных результатов, мы считаем, что сокращение государственных программ является правильным и обоснованным решением.
Где могут применяться результаты исследования?
— Учитывая широкие возможности GaR, модель может применяться как для целей надзорного стресс-тестирования, так и для выработки предложений по макрополитике. На данный момент мы с коллегами планируем расширить периметр использования модели для регуляторных целей, а также публиковать результаты на периодической основе. Мы надеемся, что отчеты на основе результатов модели GaR будут востребованы профессиональными участниками рынка и помогут им лучше подготовиться к потенциальным рискам и принять превентивные меры.
Категории: Банковский сектор