Казахстанские депутаты вновь просят понизить базовую ставку до 4%
Партия «Ак жол» вновь потребовала понизить базовую ставку до 4%. В Национальном банке прокомментировали экономические последствия от подобного решения, пишет LS.
Председатель партии Азат Перуашев напомнил, что с начала кризиса уже трижды отправлял подобное обращение главе надзорного ведомства Ерболату Досаеву (11 марта, 5 апреля и 29 апреля).
«На все запросы мы получали неубедительные ответы. В связи с этим в четвертый раз настоятельно предлагаем Нацбанку понизить базовую ставку до 4-5% и обеспечить доступное финансирование экономики», — отметил он.
Перуашев напомнил, что государство выделяло средства на поддержку бизнеса (налоговое и кредитное стимулирование). Однако эффективность этих мер, по его мнению, подрывается под влиянием абсурдных решений по базовой ставке, на которую обязана ориентироваться кредитная политика банков.
«Сегодня неадекватно завышенная базовая ставка Нацбанка компенсируется лишь объемами льготного кредитования, финансируемого и субсидируемого из бюджета. Парадоксально, но факт: в условиях продолжающегося критического падения уровня жизни населения, плачевного положения МСБ, огромных социальных расходов государства отказ главного банка от своевременного снижения базовой ставки вот уже четвертый месяц приводит к ускоренному вымыванию направленных на поддержку МСБ средств бюджета, а также неоправданно высокой кредитной нагрузке граждан и бизнеса. Казахстан остается в коротком списке экономик наряду с несколькими африканскими странами, такими как Судан, центробанки которых в условиях мировой пандемии повысили ставку. На прошлой неделе Россия второй раз с апреля снизила ключевую ставку, с 6% до 4,5%. С учетом фактора ЕАЭС такой разрыв банковских политик может создать условия для вымывания средств Казахстана не только в отечественные банки, но и в соседнюю Россию», — считает Перуашев.
В свою очередь в Нацбанке прокомментировали влияние снижения базовой ставки на экономику страны.
«В настоящее время кредитный риск в экономике является высоким, что не позволяет фининститутам снизить стоимость кредитных ресурсов. Многие предприятия имеют низкий уровень собственного капитала, ликвидности, доходности от инвестиций и высокую долговую нагрузку. Они крайне восприимчивы к макроэкономическим изменениям, и ухудшение их финансового состояния увеличивает риск банкротства. Это повышает риски реального сектора и создает барьеры для получения финансирования. В связи с этим возможность предприятий абсорбировать предложение кредита ограничена без принятия действенных мер по оздоровлению реального сектора экономики», — пояснили в надзорном ведомстве.
Помимо этого, в Нацбанке отметили, что прямое финансирование отраслей имеет, как правило, негативные результаты для экономики в долгосрочной перспективе.
«Среди отрицательных последствий необоснованно низких ставок следует выделить, например, изменение валютных предпочтений при сбережениях в пользу иностранной валюты и рост девальвационных ожиданий, систематическое недостижение цели по инфляции и низкое доверие населения и рынка к денежно-кредитной политике, повышение неопределенности у экономических агентов и повышение рисков банковской системы. Также добавим, что значительное снижение базовой ставки приведет и к уменьшению ресурсной базы банковской системы. При значительном снижении базовой ставки предельные ставки по вкладам будут также снижаться, что приведет к оттоку вкладов из банковской системы», — уточнили в главном банке.
Вместе с тем, как объяснили в Нацбанке, чрезмерная необеспеченная эмиссия влечет неконтролируемый рост инфляции, негативно влияет на долгосрочный экономический рост, приводит к разбалансированности валютного рынка, особенно в условиях значительной долларизации активов и значительному ослаблению национальной валюты.
«В связи с этим меры денежно-кредитной политики не могут быть основными для оживления экономики. Для качественного и устойчивого роста важны структурные преобразования экономики и повышение ее диверсификации», — резюмировали в надзорном ведомстве.