Основные стратегии организации и развития эффективного онлайн и дистанционного педагогического процесса
В настоящее время место информационных и коммуникационных технологий в образовании сложно переоценить; в эпоху быстрого развития, особенно в области ИКТ, учителям необходимо адаптироваться к новым социальным и образовательным требованиям, чтобы соответствовать современным требованиям. Д-р Джессел (2012) предполагает, что «инновации, возникающие из новых технологий, предъявляют самые разные требования к роли учителя». В связи со всеми этими современными проблемами роль Учителя развивалась от инструктора до фасилитатора, модератора, конструктора и создателя безопасной и более эффективной учебной среды.
Чтобы иметь возможность интегрировать ИКТ в педагогический процесс, учителя должны иметь такие навыки ИКТ, как:
- использование необходимого компьютерного программного обеспечения;
- работа с интерактивными досками и проекторами;
- поиск в Интернете образовательных ресурсов и демонстрация навыков сетевого этикета;
- выбор, оценка и интеграция инструментов ИКТ в деятельность учащихся в рамках учебной программы;
- создание мультимедийного контекста для образовательных целей.
- понимание роли ИКТ в образовании
«С другой стороны, внедрение инноваций предъявляет большие требования к педагогическим, профессиональным и управленческим навыкам учителей». (Д-р Джессел, 2012 г.)»
Для профессионального развития современного учителя ИКТ необходимо совершенствовать знания и навыки по следующим направлениям:
- Педагогика — учителя должны четко знать — как, где, что, когда и зачем использовать инструменты ИКТ (контекст, методы, приемы, цели, целевая аудитория). Также эти инструменты следует выбирать в соответствии с задачей, целью, возрастом учащихся, интересами и психологическими особенностями. Другими словами, учителя должны знать способы интеграции технологий, уметь решать сложные задачи и быть готовыми к самоуправлению.
- Полная интеграция в учебный план. Оценивание. — Учителям необходимо определить и разработать стратегии значимой интеграции технологий в учебную программу. Технологии следует рассматривать как инструмент обучения. Учителям особенно необходимы навыки для разработки долгосрочных стратегий использования технологий для поддержки своих учебных программ, результатов учащихся и целей обучения. Учителя должны продемонстрировать навыки 21 века работы с учебной программой и методами оценивания.
- Организация и администрирование. — Учителя должны иметь возможность разрабатывать, наблюдать, отслеживать и оценивать стратегии дистанционного учебного процесса своих учащихся.
Онлайн и дистанционное обучение предусматривает активное взаимодействие как с преподавателем — координатором курса, так и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при дистанционном обучении.
Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. Наиболее удачны в этом отношении обучение в сотрудничестве (для активизации познавательной деятельности каждого ученика в сетях), метод проектов (для творческого интегрированного применения полученных знаний), исследовательские, проблемные методы.
Система контроля должна носить систематический характер и строиться как на основе оперативной обратной связи (предусмотренной в структуре учебного материала, оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса в любое удобное для обучаемого время), автоматического контроля (через системы тестирования)так и отсроченного контроля (например, при очном тестировании).
Компоненты, которые необходимо учитывать при организации онлайн и дистанционного урока:
- Мотивация. Мотивация — необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения через адекватно поставленные цели урока, соответственно подобранные виды и формы деятельности, а также – методы оценивания.
- Постановка учебной цели. Учащийся с самого начала работы за компьютером должен знать, что от него требуется. Цели урока должны быть четко и ясно сформулированы.
- Создание предпосылок к восприятию учебного материала. Для создания предпосылок к восприятию учебного материала полезны правильно подобранные методы скаффолдинга (поддержки) и виды исправления ошибок.
- Подача учебного материала. Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых целей урока. Важной проблемой является оформление кадров, подаваемых на экран дисплея. Необходимо использовать известные принципы удобочитаемости.
- Обратная связь. Этот критерий имеет ключевое значение для обучаемого, меньше — в тестирующей программе, больше — в тренажерной. Компьютер способен обеспечивать обратную связь, причем помощь эта может быть индивидуальной.
- Оценивание. В ходе работы с компьютером учащиеся должны знать, как они справляются с учебным материалом. Однако предпочтительно не указывать количество неправильных ответов до окончательного подведения итогов. Большое значение имеет коммуникация «ученик – учитель — ученик». Для этих целей рекомендуется организация работы учащихся в проектах или «обучение в сотрудничестве», дискуссии.
- Профессиональное развитие учителей — учителя должны быть в состоянии получать навыки цифровой грамотности, чтобы стать цифровыми носителями с педагогическим подходом к интеграции ИКТ в образование. Было бы неплохо расширить профессиональные навыки, пройдя учебные курсы, участвуя в Интернет-группах.
Также очень важны условия, которые поддерживают учителей в использовании ИКТ для вовлечения учащихся и улучшения результатов их обучения. В первую очередь, школы должны быть оснащены необходимым оборудованием ИКТ, которое обслуживает школьный ИКТ специалист. Все учащиеся должны иметь доступ к ИКТ инструментарию учебного процесса.
Подводя итоги, уместно сказать, что ответственность администрации школы, учителей, родителей заключается в создании инновационной и мотивирующей ИКТ — среды обучения для детей.
Старший преподаватель Петрова Л.Б.
Категории: Общая