Ассоциация банков Казахстана

На каждого казахстанца приходится четыре банковские карты

На 1 января 2021 года в РК насчитывалось 48 млн платежных карт в обращении — сразу на 49,7% больше, чем в аналогичном периоде предыдущего года (32 млн). За последние три года количество карт в обращении растет в среднем на 35,7% в год. Соответственно растет и число держателей этих карт. Так, в 2020 году показатель увеличился на 31,6%, до 39,2 млн, пишет «ПроДеньги», со ссылкой на исследования Ranking.kz.

Сегодня на каждого взрослого казахстанца (от 16 лет и старше) приходится почти четыре платежные карты, что обеспечивает спрос на постоянную модернизацию банковской дистанционной инфраструктуры.

Абсолютный лидер по этому показателю — финцентр, Алматы: здесь каждый житель обладает в среднем 9 картами. Тем временем на каждого жителя Нур-Султана приходится почти 6 карт. Платежные карты и соответствующая инфраструктура позволяют охватывать цифровыми услугами все население, в том числе находящееся в отдаленных регионах страны.

На территории Казахстана действуют международные и локальные платежные карточные системы. Основная доля карт в обращении — более 67% — традиционно приходится на международные платежные системы Mastercard и VISA. Использование продуктов и сервисов международных платежных систем предоставляет держателям карт возможность проведения оплаты в любой точке мира.

Удобство и преимущества платежных карт увеличивают их востребованность среди потребителей финансовых услуг. Так, в 2020 году с использованием платежных карт было проведено 2,9 млрд безналичных транзакций на общую сумму 35,3 трлн тенге. За год объем безналичных платежей вырос сразу в 2,4 раза.

В 2020 году значительное влияние на переход к безналичному формату расчетов оказала пандемия COVID-19. Потребители во всем мире в целях соблюдения социальной дистанции переходят на бесконтактные и онлайн-способы получения услуг. Основная доля безналичных операций на территории РК в 2020 году проведена онлайн — 81,4% от общего объема безналичных платежей. Сегодня 20 банков в стране имеют сервис мобильного банкинга для пользователей систем iOS и Android. За год количество пользователей онлайн-сервисов банков увеличилось на 45,8%, до 28,7 млн (годом ранее — 19,7 млн пользователей).

Рост безналичных платежей также обусловлен налаживанием инфраструктуры торговых POS-терминалов, выходом на рынки Казахстана Apple Pay и Samsung Pay, стимулированием банками и платежными системами клиентов через бонусы и кэшбеки, а также активным использованием безналичной оплаты во всех видах общественного транспорта. Свою роль играет и внедрение на казахстанский рынок международными платежными системами инновационных технологий, таких как бесконтактная оплата, Tap on Phone и т. д. Бесконтактный способ оплаты обретает особый смысл с гигиенической точки зрения во время пандемии коронавируса, позволяя покупателю и продавцу минимизировать физический контакт при совершении транзакции и таким образом сократить риск передачи инфекции. Tap on Phone позволяет превратить обычный смартфон в полноценный POS-терминал по приему безналичной бесконтактной оплаты в любой точке, где есть мобильный интернет. Это уменьшает издержки торговцев, выгодно для банков, очень удобно для покупателей и в целом способствует сокращению теневой экономики.

В разрезе международных платежных систем больше всего безналичных транзакций в 2020 году в Казахстане было проведено через платежные карты системы MasterCard Worldwide: 553,6 млн транзакций на сумму 4,4 трлн тенге. Это составляет 19,2% от общего количества безналичных операций. В свою очередь, через карты платежной системы Visa International было проведено 340,3 млн безналичных транзакций на сумму 5,2 трлн тенге.

Финансовые технологии позволяют расширить доступ к финансовым услугам и несут множество положительных моментов. Цифровизация делает предоставление финансовых услуг доступным для поставщиков и пользователей. В целом цифровые каналы снижают затраты на обслуживание клиентов с низкими доходами, увеличиваются скорость, безопасность и прозрачность транзакций. Население страны оценило простоту и удобство безналичных платежей. Сейчас онлайн можно провести множество самых различных платежей, сокращая временные и финансовые затраты. К примеру, не выходя из дома, можно пополнять баланс мобильного телефона, оплачивать интернет, TV и услуги ЖКХ, конвертировать валюты, погашать кредиты и многое другое.

Еще один важный момент: цифровизация и технологические решения на рынке платежных карт позволили нивелировать негативные последствия пандемии, коснувшиеся торговой сферы страны. Так, на общем фоне снижения розничной торговли в стране на 7,3% доля электронной торговли показала рекордный рост. В целом объем электронной торговли в структуре розничной торговли в 2020 году вырос почти в 3 раза — с 3,8% до 9,7%.

Повышение активности розничной торговли через интернет происходило в период вспышек заболеваемости и связанного с ними карантина. К концу 2020 года на территории Казахстана оплату с использованием платежных карт принимали 108,2 тыс. предпринимателей — на 12,2% больше по сравнению с предыдущим годом. За пять лет количество таких компаний увеличилось в 2,5 раза. Таким образом, позитивному общемировому тренду перехода на более прозрачные и безопасные безналичные расчеты сегодня уверено следует и Казахстан.

Категории: Банковский сектор, Финансы

Копирование материалов разрешено с согласия редакции. Сайт создан AlmatySite.kz