Ассоциация банков Казахстана

Выявлен уровень IT-компетенций педагогов страны

Современное развитие человеческой цивилизации требует от каждого человека определённых навыков и компетенций в сфере информационных технологий. Особенно, IT-компетенция педагогов является основным требованием и ключевым в условиях дистанционного образования.

Сейчас, цифровые технологии стали одной из важнейших составляющих образования. Для приобретения обучающимися как традиционных, так и специальных навыков XXI века необходима сильная педагогическая база с высоким уровнем IT-компетенций. Особенно,  в условиях перехода обучающихся на дистанционное образование основным требованием к педагогу является его IT-компетенция, знание и применение им цифровых технологий.

Цифровые компетенции являются не отдельным образовательным мероприятием, эпизодически включаемым в практику преподавания и управления организациями образования, а непрерывным процессом, пронизывающим всю профессиональную деятельность педагогов.

Так, с целью определения уровня освоения IT-компетенций педагогов и их готовности к обучению в дистанционном формате филиалами АО «НЦПК «Өрлеу» совместно с Управлениями образования регионов и гг. Нур-Султан, Алматы и Шымкент 9-11 ноября 2020 года проведено анкетирование. (поручение МОН РК №18-1/678 от 06.11.20 г.)

Предложенные анкеты содержали вопросы по следующим аспектам педагогической деятельности: учебная программа и оценивание, педагогические практики, цифровые навыки, организация образовательного процесса и управление, профессиональное развитие педагогов.

В анкетировании приняли участие 306 482 педагога из 6 858 школ республики.

Уровень цифровых компетенций педагогов определялся как базовый, достаточный (средний) и оптимальный (высокий). В ходе анкетирования выявлены высокие результаты на допустимые и оптимальные уровни по Актюбинской, ЗКО и Карагандинским областям.

66 262 (22,3%) опрошенных педагогов показали базовый уровень, 202 546 (66,1 %) допустимый уровень с охватом базового уровня, 35 674 (11,6%) оптимальный уровень с охватом педагогов с базовых и допустимых уровней.

Анализ суммарного показателя уровня IT-компетенций педагогов РК составляет 100% на базовом уровне, 77,7% — на допустимом уровне и 11,6% — на оптимальном уровне.

Таким образом, у основной массы педагогов IT-компетенция сформирована на допустимом уровне.

В анкетировании приняли участие 181 800 педагогов сельских школ. Сравнительный анализ знаний по цифровым технологиям городских и сельских педагогов показал незначительную разницу в 4% в пользу города.

По стажу работы основную часть составляют педагоги со стажем выше 20 лет – 30,9%, от 10 до 20 лет – 28,4%, со стажем от 3 до 10 лет –25,2% и молодые педагоги до 3 лет – 15,5%.

 

Показатель уровня владения IT-компетенциями молодыми педагогами и на допустимом и на оптимальном уровнях в сравнении с педагогами, имеющими стаж 20 лет выше на 6% и 3,4% соответственно.

Анализ аспекта учебная программа и оценивание показало, что средства цифровых технологий в учебном процессе широко используются 73,9% педагогами, в том числе для отслеживания, оценки и создания отчетности по достижениям учащихся.

48,9% педагогов для обратной связи с учащимися используют интернет платформы и мобильные приложения. 39,5% педагогов для быстрой отправки заданий используют мессенджер WhatsApp.

Оценивание обучения и достижений учащихся с применением Google-приложений осуществляет больше половины учителей – 57,5%.

Основная часть педагогов не могут анализировать стратегии использования цифровых технологий и сервисных приложений в соответствии с типовыми учебными программами.

По аспекту педагогические практики 70,11% педагогов ответили, что используют программные средства подготовки и представления презентаций на уроках, 92,1% педагогов при составлении плана урока учитывают использование ИКТ.

Важно отметить, что 90,16% педагогов легко делятся опытом использования дистанционных образовательных технологий со своими коллегами, а также 76,3% помогают ученикам в создании интерактивных проектов.

Большинство педагогов не умеют анализировать стратегии использования цифровых технологий и сервисных приложений при разработке собственных цифровых образовательных ресурсов.

Результаты анализа цифровых навыков педагогов показывает, что большинство умеет организовывать дистанционный образовательный процесс в ZOOM, имеют представление об использовании электронных учебно-методических ресурсах.

Но, вместе с тем, более половины респондентов испытывают:

— недостаточное знание операционной системы Windows — 56,4%;

— затруднения в способах защиты информации от вирусов — 69%;

— сложности работы в программе MS Excel – 52,3%;

— трудности в вопросах хранения информации в облаке – 54,7% и другие.

Большинство педагогов не смогли ответить на вопросы по использованию цифровых инструментов для поддержки совместной работы с учащимися при проведении дистанционного урока и разработки собственных цифровых образовательных ресурсов.

Анализ аспекта организация образовательного процесса и управление показал следующее: для организации дистанционного обучения 31,3% педагогов пользуются приложением OnlineMektep, онлайн платформу ZOOM и ресурсы образовательной платформы Bilimland  активно используют 28% респондентов.

Основной же проблемой при проведении видеоуроков 54,6% педагогов отмечают низкую скорость Интернета и смежную с ней проблему перебоев в работе видеоплатформы из-за перегрузов.

Большинство педагогов умеют работать с цифровыми образовательными ресурсами, мобильными приложениями для оценивания знаний учащихся и использования сервисных приложений при организации и проведении дистанционного урока, но, тем не менее отметили трудности при организации образовательного процесса и управления посредством цифровых технологий, по проектированию дистанционного урока, по использованию и настройке средств цифровых технологий.

Положительными аспектами в профессиональном развитии педагогов по результатам опроса можно указать: использование ресурсов сети интернет – 95,6%; участие в сетевых педагогических сообществах – 67,5%, обмен цифровыми образовательными ресурсами с коллегами – 88,9%.

Вместе с тем, основными направлениями, вызывающими затруднения в профессиональном развитии, 27,2% педагогов указали создание собственных цифровых образовательных ресурсов к уроку, конструирование урока с учётом психологических особенностей детей – 18,5%.

Определение уровня IT-компетенций педагогов в конечном итоге направлена на изучение потребностей и выявление уровня владения навыками цифровых технологий для дальнейшего совершенствования информатизации сферы образования и повышения качества обучения в целом. С этой целью «Өрлеу» разработана «Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогов «Развитие цифровых компетенций педагогов» по оптимальным и допустимым уровням. Настоящее время данные программы прошли экспертизу МОН РК и получили авторское свидетельство.  В дальнейшем АО «НЦПК «Өрлеу» планирует проведение курсов повышения квалификации для педагогов страны по этим программам.

Категории: Общая

Копирование материалов разрешено с согласия редакции. Сайт создан AlmatySite.kz