Ассоциация банков Казахстана

Объем безналичных транзакций в первом квартале вырос на 60%

В первом квартале нынешнего года объем безналичных операций с платежными картами в Казахстане вырос почти на две трети. Рост обеспечивают покупки в интернете, количество активных пользователей онлайн-банкингов выросло на треть, следует из статистики, опубликованной Нацбанком РК.

Онлайн-банкинг и POS

Первые три месяца этого года принесли очередной рекорд по объему безналичных операций: впервые в первом квартале года объем безналичных операций с использованием платежных карт превысил 20 трлн тенге, за год увеличившись на 60%. Число безналичных транзакций достигло 1,7 млрд операций (+48% г/г).

Март 2022 года стал месяцем абсолютного рекорда по объему безналичных операций – 8,2 трлн тенге, что на 68% выше значения марта 2021-го и в 4,2 раза превосходит значение допандемийного периода (январь 2020 года).

Объем безналичных операций распределен по Казахстану неравномерно. По итогам первого квартала 2022 года около 46% его приходится на Алматы, 12% – на Нур-Султан и 7% – на Шымкент. В числе других регионов, где объем безкэшевых операций заметен, – Карагандинская (5%), Мангистауская и Атырауская области (по 4%). Однако динамика роста во всех регионах превышает 50% г/г.

Важным фактором роста безналичных транзакций остается расширение инфраструктуры для электронной торговли. Во-первых, расширяется число активных пользователей онлайн-приложений банков: по итогам первого квартала 2022 года оно достигло 20,2 млн, увеличившись на 33% за год. Это позволяет ударно наращивать транзакции через интернет, их общий объем в первые три месяца года составил 16,1 трлн тенге, показав рост за год в 57%.

Второй фактор – увеличение объемов транзакций с использованием POS-терминалов: по итогам квартала он приблизился к 3,0 трлн тенге (+33% г/г). При этом количество POS-терминалов выросло на 68% – до 560 тыс. единиц. Если учесть, что число активных субъектов МСБ на конец марта составило 1,47 млн игроков, уровень проникновения таких систем становится все более ощутимым.

Низкая база и набор пружин

Электронная торговля в РК растет с низкой базы: по данным БНС АСПР РК (наиболее свежие данные), в 2015–2020 годах объем по всем компонентам этого сегмента (розничная, оптовая и электронная торговля услугами) вырос с 156 млрд до 961 млрд тенге, или шестикратно. При этом доля оборота розничной электронной торговли ко всей торговле находится на уровне 4% (2020 г.).
Основными факторами роста e-commerce остаются цифровизация национальной экономики: по мере расширения доступности высокоскоростного мобильного интернета (по итогам марта 2022 года количество его абонентов, согласно официальной статистике, составляет 16,8 млн человек; +5,7% г/г), а также масштабируемая бизнесом инфраструктура электронной торговли.

В пандемийный и постпандемийный периоды произошел бум сервисов доставки готовой еды, продуктов питания, а также непродовольственных товаров через крупные интернет-магазины (Wildberries, Lamoda и другие). Расширяется предложение товаров и услуг маркетплейсов на площадках онлайн-банков и усложнение банковских экосистем.

Категории: Банковский сектор, Финансы, Экономика

Копирование материалов разрешено с согласия редакции. Сайт создан AlmatySite.kz