Концентрация на мировом фондовом рынке достигла исторического максимума
Теперь на акции компаний из США приходится более 70% от общей рыночной капитализации
Концентрация на мировом фондовом рынке выросла до самого высокого уровня за последние десятилетия, что увеличивает риск для пассивных инвесторов, предпочитающих вкладывать средства в индексные фонды, пишет Financial Times.
На бумаги десяти крупнейших компаний в индексе MSCI All Country World, который включает 23 развитые и 24 развивающиеся страны, теперь приходится 19,5% общей рыночной стоимости торгующихся акций по всему миру. В 2016 году на них приходилось 9%, а в марте 2000 года, на который пришелся расцвет “эпохи доткомов” (период интенсивного роста и последующего резкого падения компаний, связанных с развитием интернета, информационных технологий и электронной коммерции — прим. FM) — 16,2%. При этом в мировом индексе MSCI World, который охватывает только развитые рынки, десять американских компаний-тяжеловесов сейчас составляют 21,7% процента от общей рыночной капитализации. Общая доля США в этом индексе составляет почти 71%.
По словам Димитриса Меласа, руководителя отдела исследований индексов и разработки продуктов MSCI, концентрация «настолько высока, насколько это было возможно за последние три десятилетия, а возможно, и дольше». Степень концентрации действительно может быть выше, поскольку в топ-10 входят два отдельных класса акций Alphabet, материнской компании Google, а также пять других акций так называемой «Великолепной семерки» и три другие американские компании: Eli Lilly, Broadcom и JPMorgan. По данным Элроя Димсона из Кембриджского университета, Пола Марша и Майка Стонтона из Лондонской школы бизнеса, на долю 10 крупнейших компаний приходится 28,6% от общей капитализации фондового рынка, что является самым высоким показателем с 1966 года. В 1995 году он составлял 11,9%.
Рост глобальных гигантов потенциально представляет риск для пассивных инвесторов, торгующих через биржевые фонды (ETF), которые полностью повторяют структуру определенного индекса, который, в свою очередь, отражает динамику крупнейших компаний на том или ином рынке. Ведь именно инвестирование через фонды всегда ценилось инвесторами за то, что давало преимущество диверсификации и позволяло зарабатывать без лишнего риска.
“При 71-процентной концентрации в одной стране инвесторы непропорционально подвержены влиянию макроэкономической ситуации в США и настроений американских инвесторов, и вы не получаете диверсификации, которую можно было бы ожидать от инвестиций в глобальный ETF”, — отметил Тодд Розенблют, глава исследовательского отдела консалтинговой компании VettaFi. С ним согласен Николас Хайетт, инвестиционный менеджер британской инвестиционной компании Wealth Club: “В последнее десятилетие, или около того, коллективная мудрость гласила, что вы должны просто положить свои деньги в индексный фонд и оставить все как есть. В конце концов, что может быть лучше, чем диверсификация?”. “Но низкий риск не означает отсутствие риска, — указал Хайетт. — Во время финансового кризиса 2007-2008 годов мировой фондовый рынок упал почти на 40%. Сегодняшний более концентрированный фондовый рынок еще более подвержен существенному падению”.
Рост концентрации на рынке связан в том числе с доминированием технологических компаний, получивших название “Великолепной семерки” (среди них — Apple, Microsoft, Amazon, Alphabet, Nvidia, Tesla и Meta (признана экстремистской организацией, ее деятельность запрещена в России). «Концентрация отраслей, которую мы наблюдаем сейчас, связана с технологиями, — говорит Марш. — В технологической отрасли мы наблюдаем монопольную власть, но не ту монопольную власть, которую привыкли регулировать регулирующие органы». По его словам, сами регуляторы не совсем понимают, что делать с такими гигантами, поскольку речь идет о естественной монополии и вариант сценария как со Standard Oil в данном случае не совсем уместен (имеется в виду разделение в 1911 году компании Standard Oil, созданной Джоном Д. Рокфеллером, на отдельные компании — Exxon, Mobil, Chevron и другие, которое считается одним из наиболее значимых событий в истории антимонопольной борьбы в Соединенных Штатах — прим. FM).
По мнению Нейта Джераси, президента The ETF Store, “в определенный момент инвесторам может быть выгодно избегать доминирования в портфеле акций компаний с мегакапитализацией”, однако «крайне сложно» определить оптимальное время для такого перехода. “Важно помнить, что долгосрочные инвесторы получили значительную выгоду от этой растущей концентрации, поскольку крупнейшие акции за последнее десятилетие сильно выросли, — сказал Джераси. — Может ли это сработать в обратную сторону в ущерб инвесторам? Конечно, но если последние несколько лет нас чему-то и научили, так это тому, что пытаться определить время падения индексов, взвешенных по рыночной капитализации (например американский S&P 500 — прим. FM), — глупое занятие”.